1).
Право требования можно передать на основании сделки.
Например, покупатель должен продавцу определенную сумму за поставленный товар. Следовательно, продавец имеет право требования уплаты этой суммы, которое он может передать третьему лицу, заключив с ним сделку. При этом стороны обязаны заключить сделку именно об уступке требования.
Первоначальным и производным кредиторам, заключающим подобную сделку, следует помнить, что правовое положение должника при этом не должно ухудшаться, а само право передается в неизменном виде. Например, нельзя заключить договор цессии в отношении рублевого долга и указать в нем, что новому кредитору долг следует вернуть в иностранной валюте, да еще возложить все дополнительные расходы, связанные с ее приобретением, на должника.
Право первоначального кредитора переходит к новому в том объеме и на тех условиях, которые существовали на момент перехода права (если иное не предусмотрено законом или договором). При рассмотрении дел об уступке требований судьи арбитражных судов нередко придерживаются позиции, навязанной Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ)2, где сказано, что уступка требования предполагает безусловную замену лица в обязательстве и что при цессии должен оставаться только один кредитор. Судьи в своих решениях указывают на невозможность передачи по цессии части требования. Такая позиция тормозит гражданский оборот. Зачастую первоначальный и новый кредиторы незнакомы с этим положением, и их неосведомленностью могут воспользоваться должники.
Пример Общество–заказчик заключило договор подряда на ведение строительно-монтажных работ. Строительная компания–подрядчик выполнила свои обязательства по первому этапу. Однако из-за финансовых трудностей общество–заказчик не смогло вовремя произвести оплату. В итоге образовалась задолженность. В нее вошли основная сумма долга за выполненные работы; пени и неустойка, начисленные на эту сумму; убытки подрядчика.
Подрядчик заключил соглашение со своей дочерней компанией и передал ей право требования части общего долга заказчика (за исключением суммы основного долга). Таким образом, к «дочке» перешли права требования пеней и неустоек, начисленных на сумму основного долга, а также требование о компенсации убытков.
После того как новый кредитор обратился к должнику с соответствующим требованием, последний подал иск в суд о признании заключенного соглашения об уступке права требования ничтожной сделкой. Долгое время дело ходило по различным инстанциям. В итоге было вынесено решение, в котором требования должника были полностью удовлетворены. При этом суд обратил внимание, что заключенное соглашение противоречит нормам ГК РФ. В частности, в нем было указано, что кредитор уступил права требования по договору подряда при взыскании с должника пени, неустойки и компенсации убытков.
В данном соглашении было специально предусмотрено, что уступка права требования не влечет каких-либо изменений условий договора подряда. (Тем самым первоначальный кредитор попытался гарантировать перечисление на свой счет суммы основного долга и возможность завершить работы по договору.) На основании этих двух пунктов суд сделал вывод, что уступка требования была совершена лишь в части применения ответственности должника за нарушение им своих обязательств, что противоречит ГК РФ. Поэтому данное соглашение и было признано судом ничтожной сделкой.
Право требования может перейти к другому лицу не только по сделке, но и на основании закона, например правопреемство при реорганизации юридического лица.
И в первом, и во втором случае следует учитывать, что перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности3 и порядка его исчисления. Так, если новый кредитор приобрел денежный долг, срок взыскания по которому истек, то он не имеет права требовать от должника исполнения обязательства.
Можно ли подарить долг
Если дело, связанное с уступкой прав требования, попадет в суд, будьте готовы документально подтвердить, что заключенная сделка об уступке права требования между двумя субъектами коммерческой деятельности носит возмездный характер. В противном случае она может быть признана договором дарения со всеми вытекающими для сторон неприятными последствиями. (Это происходит несмотря на то, что в гл.24 ГК РФ нет прямых указаний на обязательное наличие признака возмездности при уступке права, как и нет запретов на безвозмездную цессию). Чтобы избежать подобной ситуации, нужно обязательно оговорить в договоре об уступке требования, что эта сделка носит возмездный характер, и определить соответствующую цену договора.
Пример Новый кредитор на основании договора об уступке требования обратился в суд с иском к АО о взыскании с последнего задолженности. При изучении представленных доказательств, обосновывающих требование, суд обратил внимание на то, что ни в договоре цессии, ни в прочих представленных истцом документах не содержится ссылок на возмездность договора. В связи с чем суд отнес сделку к договорам дарения… А т.к. в силу действующего законодательства дарение между коммерческими организациями не допускается, суд пришел к выводу о ничтожности договора уступки прав и отказал новому кредитору в иске.
Основное и дополнительные обязательства
Как было сказано выше, право первоначального кредитора переходит к новому в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права (если иное не предусмотрено законом или договором). В частности, могут перейти права, обеспечивающие исполнение обязательства (например, на предмет залога), а также другие связанные с данным требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Но при уступке прав на дополнительное требование должны быть соблюдены положения ст.384 ГК РФ, регламентирующие объем прав кредитора на момент их передачи. Это значит, что нужно учитывать, в каком объеме реализовано основное право кредитора и какой объем прав был передан по дополнительному обязательству. Так, если основное обязательство выполнено должником, то кредитор может передать третьему лицу право требования по дополнительным обязательствам, вытекающим из основного.
Пример Общество должно было заплатить частному предпринимателю по договору за оказанные услуги 10 тыс. долл. Оплата задержалась, и на сумму были начислены пени — 500 долл. Общество выплатило предпринимателю основной долг в 10 тыс. долл. В данном случае предприниматель может уступить право требования на дополнительное обязательство третьему лицу, которое станет новым кредитором и сможет требовать уплаты должником оставшейся суммы — 500 долл.
При заключении сделок в отношении дополнительных обязательств следует учитывать, что если основное обязательство признано недействительным, для дополнительного возникают те же последствия.
При оформлении уступки права требования по дополнительному обязательству желательно отразить в договоре цессии все условия основного обязательства, поскольку дополнительное обязательство является производным от него. Например: «ООО «А» должно было уплатить по договору купли-продажи №… от «число» «месяц» 2002 г. ЗАО «Б» за поставленный товар … рублей. Однако в установленный срок (дата) оплата не была произведена. В связи с чем на основании ст. … (указать закон) и/или п. … договора купли-продажи на всю сумму задолженности (основного долга) были начислены проценты (штраф, пени) в размере … руб. из расчета …% за каждый день просрочки».
Кстати, конкретизировать предмет договора необходимо во всех случаях. Не жалейте на это времени и бумаги, подробно прописывайте, на основании какого именно договора возникло то или иное право, в чем заключается обязанность должника и т.д., по возможности избегая общих фраз. Ведь договор может быть признан недействительным только на том основании, что предмет договора не конкретизирован.
Пример Между частным предпринимателем и магазином был заключен договор о покупке товара для продажи потребителям. На протяжении всего периода его действия магазин постоянно задерживал оплату каждой последующей партии товара. В связи с чем у предпринимателя появилась возможность требовать уплату штрафных санкций по договору (в процентном отношении от суммы задолженности за каждый день просрочки) и процентов за пользование чужими денежными средствами. Со временем набежала достаточно внушительная сумма из неоплаченных штрафов и процентов. Тогда-то предприниматель и получил предложение от одной консалтинговой фирмы о продаже ей этого долга. Купив почти полмиллиона рублей долга всего за 15 тыс. руб., эта фирма предъявила магазину требование выплатить ей всю сумму задолженности. Не получив ответа на претензию, компания обратилась в суд и … проиграла дело. Причиной тому стал неправильно составленный договор об уступке права требования (цессии). Дело в том, что по условиям договора цессии предприниматель передал консалтинговой фирме «…все права (требования), возникшие из сделок, заключенных между ним и магазином». Но в договоре цессии не были прописаны конкретные требования, переданные фирме как новому кредитору. В связи с этим суд посчитал, что в договоре цессии не был указан сам предмет договора.
Права нового кредитора
С развитием рынка долговых обязательств возникает необходимость эффективной защиты прав новых кредиторов. Согласно ст.390 ГК РФ, первоначальный кредитор, уступивший требование, отвечает перед новым кредитором за действительность передаваемого права. Это значит, что первоначальный кредитор ответственен перед новым кредитором, если переданное требование будет признано недействительным, и должен будет возместить последнему все понесенные убытки. Но на практике новый кредитор оказывается слабо защищен, поскольку первоначальный кредитор (цедент) может продать одни и те же права (требования) сразу нескольким новым кредиторам (цессионариям). Риск нового кредитора заключить договор с недобросовестным цедентом достаточно велик.
Пример Банк заключил договор цессии об уступке права требования по кредитному договору фирме «А». Фирма обратилась к должнику с требованием об исполнении последним своего обязательства. Должник ответил, что уже исполнил данное обязательство другому кредитору, и представил соответствующие доказательства. В связи с отказом должника уплатить долг фирма обратилась в суд. При рассмотрении дела было установлено, что еще до заключения с фирмой договора об уступке требования долг был передан банком, выдавшим кредит, другому банку. На основании этого суд сделал вывод: к моменту заключения договора с фирмой банк–первоначальный кредитор утратил право требования к должнику и, следовательно, не мог его передать. Сделка, заключенная между банком и фирмой об уступке требования, была признана ничтожной. Фирму «А» ожидал новый судебный процесс: на этот раз она должна была обращаться с иском к недобросовестному цеденту о возмещении ущерба, причиненного недействительностью сделки.
В связи с возникновением подобных ситуаций некоторые практикующие юристы высказываются за создание механизма государственной регистрации сделок по передаче имущественных прав, чтобы хоть как-то гарантировать права всех заинтересованных сторон.
Прежде чем приобрести долг, новый кредитор должен внимательнейшим образом изучить все обстоятельства, связанные с ним. Зачастую бывает необходимо полностью проследить историю взаимоотношений первоначального кредитора и должника, ведь может оказаться, что должник обоснованно применил взаимозачет или что первоначальный кредитор сам не исполнил всех своих обязательств по сделке. Например, не произвел замену товара или не оказал всех необходимых услуг, не представил каких-то документов и пр. Все действия, которые произвел первоначальный кредитор по выполнению своих обязательств по договору, должны быть подтверждены документально (к примеру, подписанные уполномоченным представителем должника акты приемки товара или работ, акты сверки расчетов и пр.).
Конечно, бывают случаи явных злоупотреблений и даже откровенного мошенничества со стороны первоначальных кредиторов, но чаще они просто заблуждаются, полагая, что имеют право требования к должнику.
Независимо от целей лиц, желающих приобрести чей-то долг, новый кредитор должен провести предварительную проверку не только цедента, но и должника. Нужно установить, насколько платежеспособен должник, имеется ли у него ликвидное имущество. Обязательно следует провести и соответствующую юридическую экспертизу документов и обстоятельств сделки, из которой возникло обязательство должника.
Согласие должника не требуется
Существенный момент: для перехода к другому лицу прав кредитора согласия должника не требуется. Правда, это правило действует с оговоркой: «если иное не предусмотрено законом или договором». На практике многие руководители предприятий–должников, незнакомые с этим правилом, только усугубляют свое положение, отказываясь вовремя удовлетворять требования новых кредиторов.
Пример Завод постоянно задерживал своему поставщику оплату за получаемое сырье. Последнего такое положение не устраивало, но в условиях жесткой конкуренции руководство предприятия ограничивалось тем, что терпеливо забрасывало завод письмами с напоминаниями о необходимости оплатить долг. Об уплате штрафных санкций, пени и неустоек в этих письмах не было речи, т.к. главным оставалось — сохранить потребителя.
Но однажды предприятие–поставщик сменило собственника. Новый владелец решил полностью перепрофилировать производство. Для этого срочно понадобились дополнительные средства, и было решено избавиться от некоторых долгов. Покупатель на долг завода нашелся быстро. Оформив соответствующим образом сделку, новый кредитор направил в адрес завода документы и претензию, в которой потребовал уплатить всю сумму долга и штрафных санкций, начисленных на эту сумму. Руководство завода отреагировало мгновенно: директор сообщил, что новому кредитору он вообще ничего платить не будет, поскольку с ним у завода нет договорных отношений. Кроме того, директор вообще был против того, чтобы долг его предприятия кому-то продавали. Между должником и новым кредитором завязалась переписка, длившаяся несколько месяцев, что было на руку кредитору, поскольку за это время продолжали «набегать» проценты на сумму долга. В итоге новый кредитор обратился в суд, который удовлетворил его требование к должнику в полном объеме, обязав завод уплатить всю сумму основного долга и проценты по ней. Причем к моменту вынесения судебного решения сумма процентов практически сравнялась с суммой основного долга.
Уведомление должника
Новому кредитору следует письменно уведомить должника о состоявшемся переходе прав прежнего кредитора, хотя закон этого и не требует. В противном случае должник, не знавший, что его долг перешел к другому лицу, может исполнить свое обязательство цеденту, и это будет признано «исполнением надлежащему кредитору». Тогда между двумя кредиторами вероятен конфликт.
Пример Предприятие–покупатель было должно фирме–продавцу 100 тыс. руб. Продавец (первоначальный кредитор) заключил сделку с третьим лицом об уступке этого долга. По соглашению сторон новый кредитор приобрел долг за 50 тыс. руб. Однако покупатель не был уведомлен о состоявшейся сделке и перечислил на счет своего первоначального кредитора всю сумму задолженности. Покупатель свое обязательство выполнил, и по закону новый кредитор лишается права требовать от него уплаты долга. Теперь у нового кредитора другая задача: как заставить первоначального кредитора выплатить ему всю сумму, на получение которой он вправе был рассчитывать. А перед первоначальным кредитором встает дилемма: перечислить новому кредитору все 100 тыс. руб. или попытаться оспорить сделку об уступке требования в суде и вернуть только 50 тыс. руб.
Права должника
Должник может на законных основаниях не исполнять обязательство новому кредитору, пока не получит доказательства перехода требования к этому лицу. Кроме того, он имеет право требовать подтверждения. Значительное место в процессе представления надлежащих доказательств законности уступки требования отводится первоначальному кредитору. Он обязан передать должнику документы, удостоверяющие переход права требования, и сообщить ему необходимые сведения.
В законе перечень этих документов и доказательств не определен, и в каждом конкретном случае сторонам надлежит разрешать этот вопрос самостоятельно. Однако если должник, получивший подтверждения, не исполнит свое обязательство, мотивируя это тем, что, по его мнению, их недостаточно, новый кредитор вправе обратиться в суд. И суд должен будет дать оценку, являются ли представленные доказательства достаточными или нет. Если он посчитает, что подтверждения изначально были даны в полном объеме, то возражения должника будут признаны безосновательными. В этом случае новый кредитор получит возможность взыскать с должника дополнительные суммы в счет уплаты штрафов (пеней, процентов) за образовавшуюся просрочку исполнения обязательства. Но для этого на руках у кредиторов (первоначального и нового) должны быть доказательства, свидетельствующие, что все необходимые документы должник получил в срок (расписки в получении документов, обратные уведомления с отметкой о получении почтового отправления, опись вложения заказного письма, составленная при участии работника почты и пр.). Получив соответствующее уведомление, должник имеет право выдвигать собственные требования и возражения, но они должны основываться на законе. Возражения могут быть любого характера, например о невыполнении первоначальным кредитором собственных обязательств по условиям договора, заключенного между ним и должником, либо об истечении срока исковой давности. Должник может сослаться и на то, что еще до факта уступки требования он выполнил свои обязательства (произвел платеж или применил взаимозачет).
Договоры цессии
Применяя договоры цессии, некоторые предприниматели пытаются решить свои финансовые затруднения, отдавая предпочтение тому или иному кредитору в первоочередном удовлетворении его требований. Зачастую подобные сделки противоречат закону.
Пример из практики ВАС. Коллективное хозяйство имело перед бюджетом долг по налогам. Налоговая инспекция предъявила в обслуживающий хозяйство коммерческий банк инкассовые распоряжения на взыскание недоимок. Однако данные распоряжения не исполнялись из-за отсутствия средств на расчетном счете плательщика. Одновременно хозяйство было должно этому же банку по кредитному договору. Для возврата кредита оно заключило договор с КБ, по которому уступило банку свое право требования задолженности с третьего лица за поставленную продукцию. Поступившие от общества денежные средства банк зачислил на свой спецссудный счет. Таким образом, деньги миновали расчетный счет хозяйства–налогоплательщика и поступили сразу на счет КБ. Налоговая инспекция, узнав об этой схеме, обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора об уступке права требования, заключенного между хозяйством и КБ. Причем там было указано, что данный договор был заключен с целью, заведомо противоречащей основам правопорядка. Иск заканчивался просьбой взыскать все полученное по сделке в доход РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, поскольку законодательные ограничения на заключение договоров об уступке права требования отсутствуют. Но ВАС придерживался другого мнения. Он установил, что заключенный договор цессии был направлен на приоритетное (перед бюджетом) получение банком средств, чем нарушалось требование действовавшего законодательства. Договор об уступке права требования был признан ничтожным, поскольку эта сделка не соответствовала закону. Суд обязал КБ возвратить полученные от третьего лица деньги на счет надлежащего кредитора — коллективного хозяйства.